четверг, 1 октября 2015 г.

Задача "Эти странные подчиненные"

Задачник руководителя
ситуации из практики, варианты решений и комментарии эксперта

Раздел: Вступление в должность
Тема: Особые проблемы

Задача “Эти странные подчиненные”

Михаил вступил в должность руководителя отдела компании и уверенно осваивал вверенный ему участок. Знакомясь с подчиненными, он отметил, что в целом ему достался дружный коллектив, состоящий из разумных людей с хорошими профессиональными данными.
Особенно понравился Михаилу один из сотрудников - Аристарх. Редкое имя удивительно сочеталось с необычными чертами характера. Аристарх был прост и прямолинеен, говорил правду, называл вещи своими именами. В нем явно не читалось ни карьеризма, ни озабоченности переработками и зарплатой. Он был какой-то особенный. Казалось, что он светится - такими были выражение его лица и взгляд. Короче, Михаил как-то сразу проникся чувством к Аристарху.
Чтобы разобраться в этом человеке полнее, Михаил, явно заинтригованный, расспросил об Аристархе своего заместителя. Тот поулыбался, выслушивая восторженные впечатления Михаила от Аристарха, и раскрыл тайну. Аристарх - сектант. Принадлежит к какой-то редкой религиозной секте. Это обстоятельство не просто влияет на поведение Аристарха, но доставляет хлопот в управлении им, а также делает отношения Аристарха с другими сотрудниками напряженными.
Аристарх может отказаться от выполнения задания и вообще указания начальства на основании того, что считает предлагаемое ему или греховным, или искушением, или просто недобрым - в его понимании, конечно. Он может встать и уйти с совещания или даже просто оборвать разговор с руководителем или сотрудником, чтобы не присутствовать при “делании мерзостей” или не говорить на “нечистые” темы.
Однажды, в бытность прежнего руководителя, Аристарх не появился на рабочем месте, а чуть позднее позвонили из полиции, сообщив, что он задержан с группой каких-то активистов за хулиганские действия в отношении объектов культуры…
Короче, оказалось, что Аристарх весьма и весьма проблемный подчиненный. Он неоднократно заявлял, что не может продолжать работать в таких условиях и с такими людьми. По словам заместителя, Аристарх написал, но не подал еще заявление об увольнении.

Что делать вновь вступившему в должность руководителю в ситуации вокруг Аристарха?

Варианты решений:

А: Ничего не делать! Пусть все остается, как было, и развивается, как идет. Все само-собой нормализуется… или разрешится.

Б: Поговорить с Аристархом, чтобы услышать от него о его позиции и его планах, чтобы договориться о взаимных правилах на период вступления Михаила в должность.

В: В разговоре с Аристархом выйти на его планы работы в отделе и компании, узнать о твердости намерений уволиться, обещать в этом помощь и помочь. Такие особенные подчиненные не нужны!

Подумайте и выберите наилучший вариант действий в данной ситуации. Подумайте и над обоснованием своего выбора. Ну, а потом узнайте о мнении автора этой задачки.

Задача "Сохранить или искоренить?"

Задачник руководителя
ситуации из практики, варианты решений и комментарии эксперта

Раздел: Вступление в должность
Тема: Неверные действия руководителя

Задача “Сохранить или искоренить?”

Егор вступил в должность руководителя отдела компании. В разговорах с подчиненными сотрудниками Егор выяснил, что его предшественник в этой должности делал правильно, хорошо, а что неправильно и плохо. Организуя свою работу в новой должности, Егор решил взять за основу наработки прежнего руководителя - взял на вооружение простое правило: “Хорошее сохранить! Плохое искоренить!”.
Вот некоторые пункты списка для реализации этой разумной стратегии:
  1. Прежний руководитель периодически собирал подчиненных с семьями для выезда на природу и неформального общения. При этом сам руководитель не участвовал, а посылал своего заместителя - теперь это заместитель Егора.
  2. Прежний руководитель часто практиковал “посиделки” отдела с выпивкой и закуской прямо в своем кабинете по поводу завершения рабочей недели, хороших результатов, дней рождения сотрудников или государственных праздников. Чаще это бывало после работы, но иногда садились и с обеда.
  3. При всей своей демократичности, прежний руководитель был строг с подчиненными, обращался на “вы” и по имени-отчеству и требовал того же и по отношению к себе, и между сотрудниками. Однако сотрудникам никогда не нравился этот слишком официальный тон начальника, а сами они между собой были на “ты”.

Что из сложившихся традиций Егору следует сохранить, а от чего избавиться?

Варианты решений:
А: Периодические выезды на природу сотрудников с семьями нужно обязательно сохранить - это укрепляет коллектив. Пить с подчиненными на рабочем месте - это моветон, и от этой традиции нужно избавиться. Для более доверительных отношений можно перейти на обращение между сотрудниками и сотрудников с руководителем на “ты” и по имени - это современно.
Б: Периодические выезды сотрудников с семьями на природу сохранить, но обязательно выезжать самому, чтобы быть ближе к коллективу. Если “посиделки” позволяют решать задачи руководителя в неформальной обстановке, нужно оставить “посиделки”, но перенести их на “нейтральную” территорию, например, в какое-нибудь кафе, и никогда не делать это в рабочее время. В общении между собой выбрать оптимальный вариант - к руководителю обращаются на “вы”, но по имени, между собой сотрудники - на “ты”.
В: Узнать более подробно, как и что делал в этих случаях прежний руководитель, и в точности воспроизвести это в своих действиях и поведении - по крайней мере, на пару месяцев - полгода.

Подумайте и выберите наилучший вариант действий в данной ситуации. Подумайте и над обоснованием своего выбора. Ну, а потом узнайте о мнения автора этой задачки.

Мнение автора…