Задачник руководителя
ситуации из практики, варианты решений и комментарии эксперта
Раздел: Деловые отношения
Тема: Субординация
Задача “Сами с усами”
Иван работает обычным работником в обычном отделе под руководством обычного начальника. Трудится, как все, результаты труда, как у всех, дисциплина на общем уровне. Одним отличается Иван - самостоятельностью, которой не достает его товарищам.
Во имя дела и родного отдела нужно делать все возможное, делать добросовестно и правильно, и если у тебя есть опыт работы - действуй самостоятельно. Прояви себя!
С этой зрелой позицией Ивана почему-то не согласен начальник отдела. По любому поводу он недоволен, брюзжит и требует своего участия во всем, что делает Иван. Прямо, как нянька.
Посудите сами! Стоит только взяться и решить проблему, которую долго не мог решить начальник - руки у него не доходили - как он же и упрекает за то, что Иван проблему решил. Организовал коллег по отделу, убедил, что если отложить на время все свои дела и взяться всем вместе за одно дело, то дело будет сделано. Так и сделали, и дело сделали.
Начальник же снова затянул свою песню: “Не согласовал!”, “Не получил разрешения!”, “Не имел права!”. Кто сделал все правильно, тот и прав. А еще “Победителей не судят!”.
Иван уверен в своей правоте, и надеется приучить своего начальника доверять своим подчиненным, предоставлять им больше самостоятельности и оставлять поле для инициативы.
Что делать Ивану, чтобы построить правильные отношения со своим начальником?
Варианты решений:
А: Иван должен настойчиво проводить в жизнь линию на все большую самостоятельность в работе, доказывая результатами работы свою правоту и право на самостоятельность.
Б: Иван должен опираться на силу коллектива в попытках убедить начальника отдела в том, что все большая самостоятельность сотрудников только на пользу общему делу.
В: Иван “потерял берега”, и если он продолжит практику игнорирования начальника, как начальника, то начальник постарается убрать/уволить его. В отношениях начальника и подчиненного должна быть субординация.
Какой вариант решения вы считаете верным? Почему вы так считаете? А может, верным будет какой-то еще вариант? Напишите об этом в комментариях к блогу “Задачник руководителя”. Не бойтесь ошибок! “На ошибках…” :)
А потом узнайте о мнении автора задачи…
Очень мне по душе один рекламный ролик, в котором карапуз повторяет “Я сам!”. Жажда самостоятельности - это больше, чем кажется. Самостоятельность - стремление все большей причинности. Требуются пояснения известной глубины.
Личность человека - вовсе не ум, сознание и воля. В перечисленном личность проявляет себя, как существующий и действующий субъект. Нематериальный по своей природе и потому, в некотором смысле, отделенный от тела и мозга. Одно их подходящих легитимных названий - дух.
В младенчестве появившись, дух-личность обретает с годами все большую способность реализовать свою единственную заботу и забаву - управлять всем, чем только получится: мозгом, нервами, телом вообще и в частности. При этом личность часто действует вопреки и наперекор телу с его природой, генными программами и рефлексами, что весьма драматично выглядит. Не теле личность не останавливает своих управленческих потуг и начинает управлять всем вокруг, внешним миром, включая других людей.
Вот как раз на поле боя, где сходятся личности разных людей и происходят битвы “Кто кого!”, чтобы утолить жажду быть причиной состояний и действий своих и других людей и не дать другим людям стать причиной над собой. Если люди равны физическими телами и социальными положениями, борьба вечна. Примирения не будет, возможны только перемирия.
Особый случай - разные весовые категории социального положения, в частности - неравновесная пара “начальник - подчиненный”, где неравенство закреплено нормами, правилами поведения. С одной стороны, подчиненный обязан подчиняться, ему запрещена борьба с начальником. С другой стороны, личность сильнее ограничений и всегда выбирает бой.
Проблема отношений между начальником и подчиненным сводится к тому, что личность его, как правило, посильнее будет, практикуясь в делах подавления подчиненных людей во имя управления ими. Но даже если начальник слабее какого-нибудь “Чегевары”, то на стороне начальника и сила системы, и системный арсенал подавления. Например, начальник может лишить премии, понизить в должности и даже уволить подчиненного, но не наоборот. Подчиненный обречен проигрывать начальнику.
Разумеется, разумным было бы смириться, расти вверх по карьерной лестнице, обрастая подчиненными, но личности нужна борьба. Сам факт борьбы подчиненного с начальником принимается, и обоснованно, и начальником, и системой управления - менеджментом, как вызов и угроза. Реакции на угрозу ничего хорошего для источника угрозы не несут. Вплоть до социальной аннигиляции - увольнения. Этим все и заканчится, если Иван не угомонится.
Гармоничные отношения между начальником и подчиненным, при которых и тот, и другой получат больше, чем при противоборстве, строятся на основе взаимного соответствия ожиданиям друг друга.
Подчиненный чувствует себя хорошо, если начальник ему попался хороший - соответствующий ожиданиям подчиненного: не оскорбляет, не хлещет хлыстом, не морит голодом, не обманывает в трудоднях и кипиаях. Почему же сам подчиненный не соответствует ожиданиям своего начальника? Личность подчиненного ищет не хороших отношений, а войны.
И все же, куда как прагматичнее хорошие отношения. У плохих отношений с начальником нет хороших перспектив для подчиненного. Достаточно знать об ожиданиях начальника и соответствовать им. А можно, спасая душу, соответствовать не всем ожиданиям, а лишь нескольким критически важным.
Начальник ожидает, что подчиненный не будет покушаться на его власть, полномочия и управление подчиненными. Проблема, решение которой организовал Иван - это дело руководителя. Решение о том, что делать с проблемой - это дело начальника. Организовывать работу сотрудников отдела - это дело начальника отдела… Категорическое несоответствие ожиданиям начальника. А надо бы так: осторожно упоминать о проблеме, поддерживать разговор начальника о проблеме, откликнуться на идею начальника, предложив себя исполнителем его воли, под “Доверьте мне попробовать!” взять на себя часть организационных забот, обязательно информируя начальника о том, что делает подчиненный, другие сотрудники и как продвигается дело, ничего не предпринимая самостоятельно, но действовать только с разрешения начальника.
Представляю, как сейчас корежит активных и сильных характером подчиненных. Буквально, как вампиров от распятия, чеснока и солнечного света. В меня летят стрелы обвинений популяризации непопулярных чинопочитания, низкопоклонства, подхалимства и пр. Глупые! Управлять Вселенной - не только удел психбольных или Перельмана. Каждый подчиненный имеет и шанс, и право управлять своим подчиненным, но почему-то заблуждается, что это невозможно никак иначе, как в борьбе.
Формально такая позиция может походить и привести к манипуляции - управления, в котором скрываются цель, факт и метод управленя. Однако мне больше по душе прямое управление начальником. Когда-то, когда я, будучи довольно опытным руководителем попал под управление неопытного в управлении начальника кафедры, прямо требовал от него хорошего управления мной. Готовил его к совещаниям, чтобы он провел их со мной и другими профессорами, приходил раз в неделю и докладывал о работе и результатах. Рассказывал байки из практики, убеждая вести записи о беседах с сотрудниками в рабочую тетрадь и прочие техники и хитрости. Я говорил ему: “Вы мой начальник, и не имеете права пренебрегать информацией о моей работе и результатах работы. Записывайте все, что я докладываю!”. Могло показаться, что делами кафедры управляю я, а не начальник кафедры. Но это не так. Это было бы за рамками этики подчиненного по отношению к начальнику.
В науке управления есть такое понятие - реординационное управление. Буквально, обратное управление, обратный ход, когда подчиненный управляет своим начальником. Они обмениваются актами управления друг другом. Именно поэтому требуется соответствие взаимным ожиданиям друг друга.
А теперь к вариантам.
Вариант “А”. Доказать право на самостоятельность!
Модная сейчас тема с тегами “Инициатива!”, “Креативность!”, “Доверие!”, “Открытость!”, “Делегирование!”. Потакание личным потугам к причинности и изобретение велосипедов в управлении. Похоже на эксперименты в сексе, что всегда сносит к извращениям. Еще об этом говорят “Благими намерениями вымощена дорога в ад!”.
Вариант “Б”. Восстание рабов за право самостоятельности!
Прямой вызов власти и полномочиям начальника. Требуется разогнать революционную тусовку и жестоко подавить инакомыслящих извращенцев.
Вариант “А”. Субординация!
Лучшие отношения между начальником и подчиненным. Проверяется легко. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок “отжимал” у вас управление вашей семьей? Если так, то ваши дети в опасности. Почтение детей к родителям - пятая заповедь. Читайте первоисточники…
Сергей Александрович Русаков.
13 ноября 2015 года.